Кинопритча Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог» или «Десять заповедей» (1989) 10 серий (в отличном качестве) Бог — это просто: «Декалог» Кшиштофа Кесьлевского Экзистенциальный цикл фильмов польского режиссера Кшиштофа Кесьлёвского, последний из шедевров восточноевропейского кино. «Декалог» — это философская попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это новеллы о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели... Сюжеты цикла представляют собой отдельные самодостаточные фильмы, однако объединенные между собой неким общим замыслом, местом и временем действия (современная фильму Польша), появлением в них персонажей из других серий (иногда почти незаметным), а также странной фигурой в исполнении актера Артура Барчиша, появляющейся в эпизоде в каждой серии, которую киноведы трактуют, в частности, как «появление Ангела». Фильмы сняты в различных жанрах — от преобладающей тяжелой психологической драмы до комедии (в заключительной серии), но в едином стиле. Пятая и шестая серии «Декалога» созданы на одном материале с фильмами Кесьлёвского «Короткий фильм о любви» и «Короткий фильм об убийстве», однако разный монтаж делает эти работы двумя парами версий двух картин, допускающих даже различные трактовки замысла авторов. Это должен посмотреть каждый... * Библейский Декалог (Десять заповедей) представляет собой один из важнейших этических и юридических кодексов норм, выработанных человечеством. Этот кодекс включает следующие суждения: 1. Я Господь, да не будет у тебя других богов перед лицом моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе, на земле и в воде. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, то бы святить его. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не желай дома ближнего своего, ни жены его, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего. Сакральный характер этих норм обусловлен библейским нарративом (их услышал пророк Моисей на священной горе от Всевышнего, вырезал на каменных скрижалях и принес народу). Серии Декалог 1 Обычно связывается с первой и второй заповедями: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»; и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Декалог 2 Киноведы связывают фильм либо с третьей заповедью: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», — либо с девятой заповедью — «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Декалог 3 Фильм весьма опосредованно может быть связан с четвертой заповедью: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Декалог 4 Фильм связан с пятой заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Декалог 5 Пронзительный протест против убийства и вообще насилия, фильм, безусловно, можно соотнести с шестой заповедью: «Не убий». Декалог 6 Фильм о юношеской влюбленности опосредованно связан с седьмой заповедью: «Не прелюбодействуй». Декалог 7 Фильм обычно связывают с восьмой заповедью: «Не укради». Декалог 8 Обычно фильм связывается киноведами с девятой заповедью: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Декалог 9 Фильм с некоторой долей натяжки привязывают обычно к части десятой заповеди: «…Не возжелай жены ближнего твоего…». Декалог 10 Фильм связан с десятой заповедью: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Бог — это просто: «Декалог» Кшиштофа Кесьлевского «У каждого человека, по-моему, два лица. Одно — для окружающих, для улицы, работы. На Западе принято, чтобы это было лицо человека энергичного — человека, которому повезло или вот-вот повезет. Это лицо — для чужих людей. Настоящее лицо — другое. Может, и существует точное определение порядочности, хотя, думаю, это понятие слишком сложное. Мы постоянно попадаем в ситуации по сути безвыходные: если выход и существует, он лишь ненамного лучше других. Очень редко удается найти действительно хорошее решение проблемы, обычно мы просто ищем меньшее из зол. Этим и определяется порядочность. Каждый день ставит нас перед тем или иным выбором, когда быть стопроцентно порядочным не удается. Работая над «Декалогом», мы много об этом думали. Что такое добро и зло, ложь и правда, порядочность и непорядочность? Существует некая абсолютная точка отсчета. Если говорить о Боге, то должен признаться, что я предпочитаю скорее Бога ветхозаветного — требовательного, жестокого, мстительного, не прощающего, требующего безусловного подчинения своим законам. Он предоставляет немалую свободу, но и накладывают при этом огромную ответственность. Он наблюдает за тем, как человек использует свою свободу, и либо вознаграждает, либо карает его — со всей не допускающей прощения беспощадностью. В этом есть что-то вечное, абсолютное и безотносительное. Такой и должна быть точка отсчета, особенно для людей, подобных мне, — слабых, ищущих и не находящих ответа... Понятие греха в сознании человека связано с той «последней инстанцией», которую часто называют Богом. Но есть и другое ощущение греха — греха по отношению к самому себе. Для меня это очень важно... Грех действительно существует, и проблема в том, нужно ли жить в страхе перед ним. Это традиционный вопрос католической или — шире — христианской традиции. В иудаизме само понятие греха сформулировано иначе, поэтому я и говорил о ветхозаветном Боге... На земле невозможна абсолютная справедливость. Существует лишь справедливость по нашим, человеческим меркам. Но мы малы и несовершенны... Если кто-то страдает от того, что поступил неверно, — значит, он сознает, что можно поступить правильно. Значит, у него есть некая иерархия ценностей и представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Однако часто, даже зная, что такое порядочность и добро, мы по самым разным причинам не можем сделать верный выбор. Мы несвободны... Мы так же, как и три, и пять тысяч лет назад — зависим от собственных страстей, физиологии, биологии. Зависим от сложной и часто весьма относительной границы между хорошим, лучшим, еще лучшим и немного худшим. Мы постоянно пытаемся найти оптимальное решения»...