"Black American Music!"
Друзья! Почему бы в честь Николаса Пэйтона (Nicholas Payton), родившегося 26 сентября 1973 года в Новом Орлеане, нам на время не забыть о слове Jazz? Тем более что суть музыки, которую он так блестяще исполняет, пропагандирует и настоятельно рекомендует именовать не иначе как "BAM" ("Black American Music!") – ничуть не пострадает от "игры слов".
Этот талантливый трубач, композитор, аранжировщик и бэнд-лидер появился на свет в местечке Tremaine, где проживает множество семей потомственных новоорлеанских музыкантов, через дорогу от парка Луи Армстронга, который когда-то назывался Конго-Сквер. И надо ли говорить, что каждая капля кислорода этого исторического места заразительна для младенца, тем более, если его мама – отличная пианистка и вокалистка, пожертвовавшая карьерой ради семьи, а отец – легендарный контрабасист, композитор и педагог Уолтер Пэйтон.
Свою первую трубу Николас получил в подарок от своего отца, когда ему было всего 4 года. Как вспоминал потом музыкант, на репетициях отцовского оркестра он частенько любил забираться со своей трубой под рояль и, как умел, пытался подыгрывать музыкантам. Окружающие, конечно, с умилением посмеивались, но как потом оказалось – над "Моцартом под роялем". Потому как к 12 годам, уже оттрубив в молодежном составе "Young Tuxedo Brass", Николас был признанным виртуозом в городе, стал постоянным солистом новоорлеанского ансамбля "All Star Jazz Band" и ездил с ним на полноценные гастроли.
Помимо насыщенной музыкальной жизни, Николас успешно обучался в двух музыкальных школах, где совершенствовался не только на трубе. Ведь Пэйтон – мультиинструменталист, отлично играющий на фортепиано, контрабасе, ударных, тубе, тромбоне, кларнете, саксофоне и других инструментах. После окончания школы он поступил сначала в Новоорлеанский центр искусств, а затем в Университет Нового Орлеана, где некоторое время учился вместе с Эллис Марсалис.
Его карьера по джазовым меркам сопоставима разве что с полетом кометы. Когда юному вундеркинду было всего пятнадцать лет, его игру услышал Уинтон Марсалис. В восхищении от таланта юного музыканта он подарил Николасу свою личную дорогую трубу и помог ему войти в мир профессионального джаза. Ещё до выхода своего первого альбома на лейбле "Verve", под названием "From This Moment" (1992), Пэйтон успел поиграть и записаться с Элвином Джонсом и Маркусом Робертсом. А в 24 года он получил свою первую "Грэмми" за "Лучшее инструментальное соло" в альбоме "Doc Cheatham & Nicholas Payton".
Поскольку в начале карьеры Пэйтон выпустил ряд альбомов, посвященных традиционному новоорлеанскому джазу, в том числе "Dear Louis" (2001), его смелые подвиги были восприняты неоднозначно: от восхищения до упрёков в консерватизме. Однако музыкант и не подумал останавливаться на достигнутом результате, и с самого начала взял на себя обязательство последовательно развивать свой собственный стиль. "У меня нет повестки дня с точки зрения конкретного жанра или стиля, – говорит Пэйтон. – Как музыкант, как художник я всегда стремлюсь к максимальной точности и постоянному самосовершенствованию".
И действительно, всё, что бы ни делал музыкант – интересно не только с точки зрения жанровой принадлежности. Будь то неожиданный, насыщенный электроникой и даже элементами хип-хопа альбом "Sonic Trance" (2003) или "Mysterious Shorter", который он записал в 2006-м, после вынужденного перерыва в карьере из-за автомобильной аварии. Или один из недавних альбомов, "Into The Blue" (2008), насквозь пропитанный грувом, –прямо-таки погружающая в транс музыка. Или ритм-энд-блюзовый диск "Bitches", созданный при участии Эсперансы Сполдинг, Кассандры Уилсон и других звезд. Кстати, Пэйтон написал и аранжировал все 16 песен и в этом альбоме не только играет на трубе и фортепиано, но и поет.
Совсем недавно свет увидели три его сольных альбома: "Live at Bohemian Caverns", в поддержку которого было организовано турне по Соединенным штатам, и "Sketches of Spain" в честь Майлса Дэвиса (оба 2013 года), а также свеженький диск "Numbers", вышедший всего пару месяцев назад. Удивительно многогранный музыкант участвует в огромном количестве разнообразных проектов, среди которых и участие в джазовом латиноамериканском проекте "Ninety miles". Он непрерывно концертирует – будь то соло, дуэт, трио или собственный биг-бэнд. На сегодняшний день на его счету – участие более чем в 120 альбомах – как собственных, так и в качестве приглашенного гостя или сайдмена. Пэйтон сотрудничал с такими музыкантами, как Стэнли Джордан, Хёрби Хэнкок, Рой Хейнс, Уинтон Марсалис, Джо Хендерсон, и многими другими.
В июле 2012 года в Праге состоялась премьера его "Black American Symphony" с чешским национальным симфоническим оркестром. Идея симфонии заключается в освещении вклада, который "Black American Music" (та самая музыка, которую все мы любим и знаем под названием джаз) внесла в этот мир. И если сегодня прочитать многочисленные интервью Пэйтона или открыть его страничку в Тwitter или Faсebook, то там можно встретить множество горячих дискуссий на тему: почему джаз умер в 1959 году? Или: чем же так всё-таки слово джаз не подходит той музыке, которую он исполняет?
Но предлагаем всё же не углубляться в паутину споров, потому как они отвлекают от музыки и, в данном случае, творчества такого разного, каждый раз непохожего на себя предыдущего, неожиданного и магически притягательного Николаса Пэйтона. Ведь наша страничка посвящена именно той музыке, которая безошибочно находит путь прямо в сердце…
Екатерина Селянинова
#NicholasPayton #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzTrumpet #JazzBand #26SeptemberJazz