Огонь буги-вуги в руках пианиста
Да, друзья! Зажигательные танцы в ритме сердца и на кончиках пальцев выдающегося пианиста, действительно, могут стать одним из лучших способов согреться осенним вечером. Тем более что есть замечательный повод, потому как 23 сентября 1907 года в Чикаго (штат Иллинойс) на свет появился Альберт Аммонс (Albert Ammons).
Этот талантливый пианист является одним из наиболее значимых представителей классического фортепианного блюза и буги-вуги. Вместе с Питом Джонсоном и Мидом "Лаксом" Льюисом (vk.com/wall-43416763_12081) он разделил королевский трон жанра, так симпатично называемого "энергичной формой искусства", и внёс весьма значительный вклад в его популяризацию в 1930-х и 1940-х годах. И даже несмотря на то что музыкального образования Аммонс так и не получил, мощное звучание его фортепиано протоптало ему дорожку из чикагских баров в "Карнеги-холл" и даже в Белый дом – прямо на инаугурацию президента Гарри Трумена. А его стиль, отличавшийся, пожалуй, большей гибкостью, нежели у других представителей этого жанра, оказал довольно сильное влияние на новое поколение пианистов, таких, например, как Эррол Гарнер или Рей Брайант.
Ну а на самого Аммонса раннее влияние оказали его замечательные родители, оба прекрасно владеющие фортепиано, а также его знаменитый земляк и друг детства Мид "Лакс" Льюис – тот самый, который в 1927-м напишет знаменитый буги-вуги-хит "Honky Nonk Train Blues". Ещё в конце 1910-х друзья играли прекрасным "юниорским дуэтом" в доме у Аммонсов, поэтому неудивительно, что к десяти годам Альберт уже превосходно владел инструментом. Кстати, одновременно он давал волю и другому своему увлечению – игре на ударных: в подростковом возрасте он барабанил в одном из так называемых "drum and bugle corps" (этих военных ансамблей было довольно много в пору гражданской войны в штатах, и они оставались популярными во времена Первой мировой).
Однако страсть к фортепиано оказалась сильнее, и вскоре Аммонс стал довольно известным пианистом чикагской клубной сцены, работая со многими местными ансамблями. И в немалой степени этому поспособствовало его увлечение блюзом, который покорил его после окончания Первой мировой войны. В то время он слушал таких чикагских пианистов, как Томас Хёсл, братья Джимми Янси и Алонсо Янси, подбирал на слух множество блюзов и совершенствовал свои технические навыки. А в середине 1920-х, когда ему приходилось подрабатывать таксистом, он вновь повстречал своего старинного товарища – Мида "Лакса" Льюиса, что стало отправной точкой в карьере обоих музыкантов.
Дело в том, что вместе Аммонс и Льюис организовали дуэт, который стал пользоваться большим успехом на клубных вечеринках города, сделав обоих музыкантов популярными. В 1934-м этот опыт добавил Аммонсу уверенности в решении создать собственную небольшую группу в "Club DeLisa", где в это время с ним играли такие музыканты, как Гай Келли, Делберт Брайт, Джимми Хоскинс и Израэль Кросби. А в 1936-м его ансамбль, под названием "Albert Ammons’s Rhythm Kings", записывался для лейбла "Decca Records". Кстати, этот коллектив, по отзывам современников, звучал мощнее биг-бэнда из 15 человек, их версия "Swanee River Boogie" была продана миллионным тиражом, а пьеса "Boogie Woogie Stomp", сочинённая Аммонсом, стала классическим блюзовым стандартом.
Ещё одной ступенькой в карьере Аммонса стал Нью-Йорк, куда пианист перебрался, воодушевлённый чикагским успехом. И следующие несколько месяцев его регулярно можно было услышать в клубе "Café Society", где он аккомпанировал известному блюзовому вокалисту Биг Джо Тёрнеру, а также играл в дуэте с ещё одним известным пианистом – Питом Джонсоном. А после того как к дуэту Аммонс-Джонсон присоединился Мид Льюис, трио музыкантов привлекло внимание продюсера Джона Хаммонда, который пригласил их выступить в легендарном концерте "Spirituals to Swing" в "Карнеги-Холле". Это мероприятие, ставшее потом значительным событием в истории блюза и буги-вуги, было посвящено памяти выдающейся блюзовой певицы Бесси Смит, и как раз совпало с повальной модой на буги-вуги. В концерте участвовало множество именитых джазменов, включая Каунта Бейси, Бенни Гудмана и Сиднея Беше. Однако "Трио буги-вуги", как именовали себя сами музыканты, затмило всех и стало сенсацией. Уже через две недели, по приглашению Альфреда Лайона, присутствовавшего на концерте, Аммонс стал первым артистом ещё не оперившейся толком компании "Blue Note". Он сделал на этом лейбле одни из самых известных своих записей (в том числе и в дуэте с Льюисом), включая девять блестящих соло, среди которых были пьесы "The Blues" и "Boogie Woogie Stomp".
В дальнейшем Альберт сотрудничал с трубачом Гарри Джеймсом, с которым в 1939 году, при поддержке контрабасиста Джонни Вильямса и барабанщика Eddie Dougherty, записал зажигательную пьесу "Woo-Woo" на лейбле "Brunswick". В том же году он создал несколько импровизаций с контрабасистом Джонни Вильямсом, гитаристом Тедди Банном, барабанщиком Сидни Катлеттом, трубачом Фрэнки Ньютоном и тромбонистом Джеком Хиггинботэмом, которые были представлены компанией "Blue Note" как ансамбль "Port of Harlem Jazzmen". А в 1941 году Аммонс исполнил несколько блестящих дуэтов с Питом Джонсоном, на этот раз для компании "RCA Victor".
К сожалению, этой записи на предстоящие несколько лет суждено было оказаться последней для Альберта, потому как однажды, по нелепой случайности, он отрезал себе часть пальца. Довольно печальная история, которая произошла с ним во время приготовления сэндвича, привела к тому, что на целых три года пианист вынужден был уйти со сцены. Но, разумеется, оправившись от болезни, он вновь вернулся, и, хотя популярность буги-вуги к тому времени стала потихоньку утихать, он не испытывал недостатка в работе. В 1944 году он снялся в кино "Boogie-Woogie Dream" вместе с Линой Хорн и Питом Джонсоном, в тот же период записывался для лейбла "Commodore", как в качестве солиста, так и в составе небольшого, но удалого ансамбля с трубачом Хот Липс Пейджем, тромбонистом Виком Дикенсоном и саксофонистом Доном Бэйсом.
Следующие несколько лет незадолго до своей преждевременной смерти он разъезжал по штатам с сольными концертами, сделал несколько незабываемых записей для "Mercury Records" со своим сыном, саксофонистом Джином Аммонсом, а также аккомпанировал легендарной блюзовой вокалистке Sippie Wallace и сотрудничал с гитаристами Лонни Джонсоном и Айком Перкинсом.
Последним триумфом легендарного пианиста стали записи с Лайонелом Хэмптоном для лейбла "Decca" и выступление на той самой инаугурации Гарри Трумена в год смерти музыканта.
Болезнь заставила его уйти со сцены, и на момент его ухода в мир иной – 2 декабря 1949 года – ему было всего лишь 42 года. Оставив после себя множество самых прекрасных музыкальных свидетельств того, что последний триумф не является заключительным, он продолжает распространять своё влияние на новые поколения музыкантов и поклонников буги-вуги. Ведь как справедливо заметил однажды Джон Ричмонд, "в лучшем случае буги-вуги был бодрящий формой искусства, которая служила своеобразным мостом между джазом, блюзом, R&B и, в конечном итоге, рок-н-роллом. Но Альберт Аммонс был одним из тех музыкантов, которые подняли планку, возведя жанр на самый высокий уровень художественных достижений".
Отличного настроения вам, друзья!
Екатерина Селянинова
#AlbertAmmons #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzPiano #Blues#BoogieWoogie #23SeptemberJazz